Бывает, живет человек. Художник. Потом он внезапно уходит. Случайно. Трагично. Вдруг. И начинается осмысление и узнавание, и удивление от очевидного и непонятого ранее значения его творчества, его таланта, его личности.
Чаще всего это бывает поздно. После. Потом. Когда уже ничего нельзя вернуть, изменить, сказать, сделать, помочь.
Начинаются запоздалые сожаления, и запоздалое признание. А надо было раньше, при жизни, во время. И, может быть, непоправимого могло бы не случиться.
Талант – вещь хрупкая и тяжелая одновременно. Тяжелая для того, у кого он есть. Кому он – от Бога. Иногда это бывает тяжело и для окружающих. Часто талантливые люди обладают трудным характером.
У Ольги не было этой тяжести для других. Была тягость для себя. Была звенящая струна внутри, невидимая со стороны. Была выстроенность внутреннего бытия вокруг своего неповторимого и очень чистого мира. Мира Красоты, Честности и Порядочности, Требовательности к себе и, соответственно, к другим. И была за внешней строгостью и силой огромная незащищенность. Как у каждого большого художника. К ней присоединялась незащищенность женственности. Той Вечной Женственности, которая живет и дышит в ее работах. Женственности, наполненной Духом и Смыслом, Гармонией и Материнством, Добротой и Нежностью. Всем тем, что ценилось веками и что подвергается нападкам сегодня. Ее теснит грубость и пошлость, похоть и примитивность, низменность и порочность. Это неравная борьба. Вечная Женственность – непобедима. Она непобедима, потому что без нее невозможна Жизнь и невозможна Любовь. А ведь Бог – есть Любовь. И именно этой Любовью пронизано все творчество Ольги Калиты. Ольги, которая была одинаково ровной и требовательной и с коллегами по работе, и с начальством, и с учениками.
Она была человеком с огромным чувством собственного достоинства и сознанием независимости художника от мелочей и прозы жизни. Сознанием своего долга и ответственностью за талант.
Количество работ, созданных ею за не очень длинную жизнь, поражает. Качество вызывает уважение, смешанное с удивленным восхищением. Когда, как эта хрупкая с виду женщина смогла, невзирая на трудности быта, обязанности жены, матери, хозяйки, которые она выполняла также блистательно, как и творческие работы, создать этот весомый мир, который вобрал в себя все, что было в ней лучшего, светлого, невыплеснутого в обыденность, но воплощенного в бронзе, камне, дереве?
Откуда взяла она силы на эту напряженную, часто непосильную даже для мужчины работу скульптора? Каким изяществом и изыском наполнены ее работы из цикла «Бенгальские огни» и «Маскарад». Как загадочно изломаны позы небольших бронзовых фигурок. Как таинственны их движения, застывшие в вечном танце. Как горделиво и непринужденно женственны ее Грации, несущие в себе черты вечной юности и непокорности. Как трогательно и самодостаточно материнство запечатленное в бронзе. И как неизменна паутина, все чаще появляющаяся лейтмотивом в поздних работах. Их внешнее изящество отражает внутреннюю борьбу, надлом, какую-то неизбывную боль и угрозу ясности ее мира. И как у всякого истинного Поэта, ибо ее творчество поэтично по мироощущению, показывает личный конфликт, выплеснутый не на окружающих, а выраженный и облагороженный в творческом акте. Чуткость восприятия, тонкость наблюдения над природой, трогательны и неожиданны одновременно. Таковы работы «Стрекоза», «Жук», «Бабочка». При всей своей кажущейся простоте они необычны и как сюжет для бронзы, и как слепок мгновения, бытового и символичного одновременно. Полет, Крылья, Приземление.
Что такое тайна творчества? Предчувствие своей судьбы или моделирование Судьбы творчеством? Кто может ответить на этот вопрос?
У Ольги есть удивительная работа. Сделана она за 10 лет до ее ухода. Называется «Твой час». Впервые мы, ее коллеги по кафедре МАРХИ, познакомились с ней на первой персональной, но, увы, уже посмертной Олиной выставке. На высокой башне с часами стоят две фигуры. Женская фигурка в развивающихся одеждах делает шаг от нас с узкой верхней площадки. Другая, с крылом за спиной, фигура ангела в женском обличии, идет на встречу зрителям. Внизу – фигура мужчины с песочными часами в руках, в напряженной изломанной позе на коленях. Это – Хронос. На башенных часах без пятнадцати два. Она ушла от нас ночью. Ее душа улетела. Но осталась с нами. В нашей памяти и любви. В детях. Учениках. И, конечно, главное – в творчестве. Она улетела в Вечность и оставила ее здесь на Земле в удивительно женственных и человечных работах. Ее воспарившая над обыденностью и прозой жизни душа обрела другое бытие, а земной след – иную значимость, значимость силы большого художника и человека. И даже золотой «Грифон», последняя ее неоконченная работа, не смог затмить всей своей изломанной остроугольной силой тепло и свет, исходящий от всего творчества так внезапно покинувшей нас Ольги Калиты.
Доцент кафедры скульптуры МАРХИ,
член Союза Художников ЮНЕСКО,
член Общества Изящных Искусств Флоренции,
Татьяна Петрова-Латышева.
Посвящение Ольге Калите.
Ты пришла, чтоб оставить след.
Ты ушла, чтобы славить Свет.
Ты ушла от беды и потерь.
Ты ушла и закрыла дверь.
Ты оставила нам себя,
В точной пластике бытия,
В тонких линиях женских тел
Материнства святой удел.
Пусть застыли твои черты,
В бронзе вновь оживаешь ты.
Шаг во взлет беззащитно прост.
Ты взлетела до самых звезд.
И осталась самой собой
Не разгаданной всеми звездой.