Бронза, дерево, гипс – с каждым этим материалом сумела она найти общий язык, почувствовав силу их пластических свойств, и ушла, немного не дожив до своего пятидесятилетия.  Но ее произведения – ее дети – остались.  В Московском Доме Скульптора в феврале 2004 года состоялась первая персональная, но, увы, посмертная, выставка Ольги Калита – итог творческой напряженной работы скульптора и обаятельной женщины.

Способности маленькой Оли заметила в детстве скульптор Альдона Ненашева и посоветовала родителям отдать девочку в художественный кружок.  Руководитель кружка Московского городского дворца пионеров на Ленинских горах Борис Орлов открыл для нее мир скульптуры.  Преподаватель Московского Высшего художественно-промышленного училища Александр Бурганов стал другом-наставником и Учителем на многие годы и после окончания Строгановки.

В восьмидесятые годы Ольга реализовала свои творческие поиски в больших дизайнерских композициях для оформления фасадов и интерьеров домов культуры различных областей России, создавала жанровые композиции детских площадок («Конек-Горбунок», «Волшебник Изумрудного города», «Кот в сапогах»).

Произведения Ольги Калита выставлялись на всесоюзных, республиканских и городских выставках России, а также в ряде галерей за рубежом.

Будучи самодостаточной личностью, Ольга создавала мир образов, которые обретала в себе, своих мыслях и чувствах.  Она пыталась раскрыть мир поэзии в портретах Николая Гумилева (1994) и Анны Ахматовой (2001), сделала эскизы памятника Николаю Васильевичу Гоголю (1995‑1998).

Часто в своих произведениях художница заново представляет тех, кого хорошо знала.  Портреты Светочки Рябцевой (1970), Ивана Черапкина (1974), художницы из Калуги (1987) выполнены эмоционально, с настроением.  Мягкая пластика гипса хранит тепло рук художницы.  Скульптор видит и чувствует не только глазами и душой, но, может, более всего руками.

Иногда в ее работах люди видели себя или, наоборот, свою противоположность.  Однажды пришла к Ольге с душевной мукой студентка, решившая позировать обнаженной, чтобы избавиться от личных комплексов.  Она не узнавала себя и каждый раз говорила: «Это не я».  Именно так Ольга и назвала один из ее образов: «Не она» (1988).

Борис Черствый, создавая и продумывая экспозицию ее первой персональной выставки, неожиданно подтолкнул сестер Ольги к своеобразному открытию.  Увидев вставших рядом трех обнаженных, они осознали: «Да ведь это же мы на озере.  Плавать собираемся».  Так снова встретились «Три сестры», что и дало название всей композиции.

Дерево в ее руках могло обладать разными качествами.  Оказывалось легким почти бесплотным, как в произведении «Студентка» (1990), скорее напоминающем скульптурный облик средневекового ангела.  Или, наоборот, оно приобретало природную плоть, подчеркнутую пышностью округлых форм, соответствующих «Материнству» (1992).

Материнство – одна из главных тем скульптора.  Очень часто музой и моделью была дочь Александра.  Новые ощущения, связанные с рождением ребенка полностью овладевают художницей, что отразилось на ее творчестве.  Это работы из дерева – триптих «Дети» (1988), «Каприз» (1989), «Ребенок» (1990) и композиция из камня и дерева «Детство» – «Игра с кошкой», «Сон» (1991‑1992).  Композицию в дереве «Радость» (1988) можно назвать конструкцией с жестким, точно геометризированным ритмом, четко прорисованным контуром.  Деревянная, чуть тонированная скульптура напоминает египетские мотивы с подчеркнутой выразительностью жеста и постановкой в пространстве.  Это та самая радость, когда ребенок покоряет «вершины», залезая маме на колени, веселым криком сообщая всем: «Вот он – я и моя любимая мама».  В 2003 году Ольга возвращается к подобной теме в бронзе – «Баловство» и «Игра».

В бронзе передается четкость ритма, иная, чем в дереве, архитектоника форм и некая рельефность конструкции.  Моделируя свои произведения в пространстве, скульптор будто вырезает их, разворачивая композицию, подобно рельефу, играя больше вариациями плоскости и перетеканием объемов, создавая живую поверхность.  Ольга артистически владела техникой литья, сама прочеканивала, шлифовала и полировала бронзу.  Со временем на работах скульптора стал появляться авторский знак – клеймо мастера.  Им отмечены все работы последних лет.

Этюды обнаженных – это пластические вариации движений человеческого тела с условными названиями: «Шагающая» (1987), «Капельки дождя» (1987), «Капризница» (1987), «Присевшая» (1987), «Девочка, застегивающая воротник» (1989), «Покой» (1991), «Грации» (2000).

Ее фаянс изыскан и изящен.  Крышечка шкатулки, как маленькая экспозиционная площадка, в композиции «Двое» (1990) удачно представляет динамично-раскованную пластику движения, передающую хрупкость и грациозность девичьих фигур.  Белая основа и акварельно тонированные детали придают живой характер всей работе.

Работы последних лет – серии «Маскарад» (2001), «Бенгальские огни» (2001), «Листики» (2002), «Пауки» (2003) – интересные и прочувствованные образы, рожденные в пластике малых форм.  Вазы, шкатулки для мелочей, подсвечники, рамки для фотографий, даже маленький журнальный столик «Грифон» со стеклянной столешницей, погруженный в толщу стекла, как в прозрачную воду – представляют собой удачно обыгранные утилитарные предметы, но в то же время самостоятельные художественные произведения.

Почти не обращаясь к жанровым композициям, Ольга скорее прорабатывает тему, приручая тот или иной материал, отражая своеобразные эмоции художника, воплощенные в дереве, отлитые в бронзе или застывшие в гипсе.  «Это не просто использование различных материалов, это способность в каждом материале найти немножко другой язык выражения – вот, что очень важно», – сказал об Ольге Калита председатель секции скульптуры Московского Союза Художников Иван Казанский.

Данное эссе можно назвать только знакомством.  Мы не претендуем на фундаментальное исследование.  Это лишь небольшая экскурсия в творческую мастерскую замечательного скульптора Ольги Калита.

 

 

Татьяна Зуйкова – старший научный сотрудник

Государственной Третьяковской галереи,

заведующая сектором скульптуры первой половины XX века

 

Ольга Романова – старший научный сотрудник

Государственной Третьяковской галереи,

заместитель заведующей отделом скульптуры XX века