Бронза, дерево, гипс – с каждым этим материалом сумела она найти общий язык, почувствовав силу их пластических свойств, и ушла, немного не дожив до своего пятидесятилетия. Но ее произведения – ее дети – остались. В Московском Доме Скульптора в феврале 2004 года состоялась первая персональная, но, увы, посмертная, выставка Ольги Калита – итог творческой напряженной работы скульптора и обаятельной женщины.
Способности маленькой Оли заметила в детстве скульптор Альдона Ненашева и посоветовала родителям отдать девочку в художественный кружок. Руководитель кружка Московского городского дворца пионеров на Ленинских горах Борис Орлов открыл для нее мир скульптуры. Преподаватель Московского Высшего художественно-промышленного училища Александр Бурганов стал другом-наставником и Учителем на многие годы и после окончания Строгановки.
В восьмидесятые годы Ольга реализовала свои творческие поиски в больших дизайнерских композициях для оформления фасадов и интерьеров домов культуры различных областей России, создавала жанровые композиции детских площадок («Конек-Горбунок», «Волшебник Изумрудного города», «Кот в сапогах»).
Произведения Ольги Калита выставлялись на всесоюзных, республиканских и городских выставках России, а также в ряде галерей за рубежом.
Будучи самодостаточной личностью, Ольга создавала мир образов, которые обретала в себе, своих мыслях и чувствах. Она пыталась раскрыть мир поэзии в портретах Николая Гумилева (1994) и Анны Ахматовой (2001), сделала эскизы памятника Николаю Васильевичу Гоголю (1995‑1998).
Часто в своих произведениях художница заново представляет тех, кого хорошо знала. Портреты Светочки Рябцевой (1970), Ивана Черапкина (1974), художницы из Калуги (1987) выполнены эмоционально, с настроением. Мягкая пластика гипса хранит тепло рук художницы. Скульптор видит и чувствует не только глазами и душой, но, может, более всего руками.
Иногда в ее работах люди видели себя или, наоборот, свою противоположность. Однажды пришла к Ольге с душевной мукой студентка, решившая позировать обнаженной, чтобы избавиться от личных комплексов. Она не узнавала себя и каждый раз говорила: «Это не я». Именно так Ольга и назвала один из ее образов: «Не она» (1988).
Борис Черствый, создавая и продумывая экспозицию ее первой персональной выставки, неожиданно подтолкнул сестер Ольги к своеобразному открытию. Увидев вставших рядом трех обнаженных, они осознали: «Да ведь это же мы на озере. Плавать собираемся». Так снова встретились «Три сестры», что и дало название всей композиции.
Дерево в ее руках могло обладать разными качествами. Оказывалось легким почти бесплотным, как в произведении «Студентка» (1990), скорее напоминающем скульптурный облик средневекового ангела. Или, наоборот, оно приобретало природную плоть, подчеркнутую пышностью округлых форм, соответствующих «Материнству» (1992).
Материнство – одна из главных тем скульптора. Очень часто музой и моделью была дочь Александра. Новые ощущения, связанные с рождением ребенка полностью овладевают художницей, что отразилось на ее творчестве. Это работы из дерева – триптих «Дети» (1988), «Каприз» (1989), «Ребенок» (1990) и композиция из камня и дерева «Детство» – «Игра с кошкой», «Сон» (1991‑1992). Композицию в дереве «Радость» (1988) можно назвать конструкцией с жестким, точно геометризированным ритмом, четко прорисованным контуром. Деревянная, чуть тонированная скульптура напоминает египетские мотивы с подчеркнутой выразительностью жеста и постановкой в пространстве. Это та самая радость, когда ребенок покоряет «вершины», залезая маме на колени, веселым криком сообщая всем: «Вот он – я и моя любимая мама». В 2003 году Ольга возвращается к подобной теме в бронзе – «Баловство» и «Игра».
В бронзе передается четкость ритма, иная, чем в дереве, архитектоника форм и некая рельефность конструкции. Моделируя свои произведения в пространстве, скульптор будто вырезает их, разворачивая композицию, подобно рельефу, играя больше вариациями плоскости и перетеканием объемов, создавая живую поверхность. Ольга артистически владела техникой литья, сама прочеканивала, шлифовала и полировала бронзу. Со временем на работах скульптора стал появляться авторский знак – клеймо мастера. Им отмечены все работы последних лет.
Этюды обнаженных – это пластические вариации движений человеческого тела с условными названиями: «Шагающая» (1987), «Капельки дождя» (1987), «Капризница» (1987), «Присевшая» (1987), «Девочка, застегивающая воротник» (1989), «Покой» (1991), «Грации» (2000).
Ее фаянс изыскан и изящен. Крышечка шкатулки, как маленькая экспозиционная площадка, в композиции «Двое» (1990) удачно представляет динамично-раскованную пластику движения, передающую хрупкость и грациозность девичьих фигур. Белая основа и акварельно тонированные детали придают живой характер всей работе.
Работы последних лет – серии «Маскарад» (2001), «Бенгальские огни» (2001), «Листики» (2002), «Пауки» (2003) – интересные и прочувствованные образы, рожденные в пластике малых форм. Вазы, шкатулки для мелочей, подсвечники, рамки для фотографий, даже маленький журнальный столик «Грифон» со стеклянной столешницей, погруженный в толщу стекла, как в прозрачную воду – представляют собой удачно обыгранные утилитарные предметы, но в то же время самостоятельные художественные произведения.
Почти не обращаясь к жанровым композициям, Ольга скорее прорабатывает тему, приручая тот или иной материал, отражая своеобразные эмоции художника, воплощенные в дереве, отлитые в бронзе или застывшие в гипсе. «Это не просто использование различных материалов, это способность в каждом материале найти немножко другой язык выражения – вот, что очень важно», – сказал об Ольге Калита председатель секции скульптуры Московского Союза Художников Иван Казанский.
Данное эссе можно назвать только знакомством. Мы не претендуем на фундаментальное исследование. Это лишь небольшая экскурсия в творческую мастерскую замечательного скульптора Ольги Калита.
Татьяна Зуйкова – старший научный сотрудник
Государственной Третьяковской галереи,
заведующая сектором скульптуры первой половины XX века
Ольга Романова – старший научный сотрудник
Государственной Третьяковской галереи,
заместитель заведующей отделом скульптуры XX века